[Тайны Кошек]




Добрый день, дорогие читатели. Этот выпуск у нас праздничный и первым делом я хочу поздравить сайт с днём рождения!
Итак, после каникул, проведённых вне сайта (мне его так не хватало) я снова вернулась и продолжаю писать свою рубрику о тайнах кошек. Чем мы займёмся в этот раз?


1. Мистические кошки. Как люди воспринимали эти милых и не всегда добрых зверей?

Итак, древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится ко II тысячелетию до н. э. В мифологической традиции кошка выступает как воплощение божественных персонажей. Египетская богиня Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В городе Бубастисе - центре культа Баст - обнаружено целое кладбище кошек. По законам этого города случайное нанесение ущерба кошкам и особенно их убийство каралось смертью.
В фольклорных традициях, например, в литовских текстах противник сказочного героя Перекунаса - черт превращается в черного кота, иногда с красными глазами. В латышской традиции черт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в черного кота, прячущегося возле человека. В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки. В других восточнославянских сказках в кота превращается само чудовище. Например, в сказке о Воле Воловиче, где герой встречается с "Котищем, вытаращи глазища", грозящим его съесть.
В различных поэтических традициях распространены образы ученого кота, чудовищного Кота Баюна, "сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки", и кошки как награды герою за службу.
У североамериканских индейцев существует поверье об особом кошачьем дьяволе.
У японцев кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой, ему приписывались даже черты вампиризма.
Китайцы же, наоборот, верили в способность котов рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве была распространена сатирическая сцена "Битва мышей и кошек".
У русских старообрядцев в начале XVIII века кот выступал как сатирическое изображение Петра I.
До сих пор во многих странах остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.


2. Реальные и мистические кошки в творчестве А.С.Пушкина.

Самый знаменитый «кошачий» персонаж у Пушкина – это, безусловно, «кот учёный» из Пролога к поэме «Руслан и Людмила», погружающего читателя в особое сказочное пространство:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...


Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.
В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя.
Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.
Ныне «кот учёный» и кот Баюн - очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.
В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин использовал также бытующее у многих народов поверье о связи кошек с демоническими силами и принятии колдунами и ведьмами кошачьего образа. В V главе есть эпизод, когда коварная Наина призывает Фарлафа убить спящего Руслана:

К нему волшебница явилась,
Вещая: «Знаешь ли меня?
Ступай за мной; седлай коня!»
И ведьма кошкой обратилась.
Осёдлан конь. Она пустилась;
Тропами мрачными дубрав
За нею следует Фарлаф.


Подобные превращения нередки в сюжетах фантастических произведений пушкинского времени.


Подготовка статьи (ц) Белька, "шапка" (ц) Soundpaw.
← Назад   Дальше →
К содержанию
К главной странице журнала
На главную
Разработка, поддержка и дизайн сайта © Красная Звезда, 2008-2011
Сайт управляется системой uCoz