[Социология КВ]


Феномен целительства


Сегодня я хочу разобрать по полочкам целительство в лесных племенах. При этом, я не хочу останавливаться на их функциях — они вам и так известны: медицина и жречество. Хотелось бы подробнее рассмотреть их социальное положение.

А оно является поистине уникальным. В первую очередь тем, что целитель выбивается из чёткой вертикали социальной иерархии лесных племён «предводитель-глашатай-воители», при этом имея полную дееспособность и активно выполняя возложенные на него функции. К примеру, королевы и старейшины (к ним прибавляем редких инвалидов вроде Долгохвоста или Колючки) ведь тоже стоят вне этой иерархии, но по причине временной недееспособности или её утраты. Целитель же находится в данном положении по определению.

Дело в том, что целитель стоит вне экономической модели охоты как разновидности присевающего хозяйства. Пока всё племя живёт по одним экономическим законам — присваивает экономические блага при помощи хищничества, целитель живёт по совершенно иным. Более того — целитель находится на более высокой ступени общественно-экономического развития. Почему?

Вспомните — в прошлый раз я указал на разделение труда, присутствовавшее в горном обществе. В лесных же племенах лишь целитель сумел отделится от остального коллектива, обретя специальность. Именно целитель являет собой олицетворение прогресса в лесной общености. В какой-то степени целителя можно назвать проторемесленником.

Но, внимание!, целительство — не ремесло, ни в коем случае, прошу читателя это запомнить. Ремесло предполагает, во-первых, использование орудий труда, и, во-вторых, извлечение материальной выгоды из продукта, произведённого в результате своего труда. Всё, что использует целитель (помимо, собственно, лекарственных средств) — свои лапы, свои зубы и свои мозги. Используя несуществующий термин «проторемесло», я лишь хочу показать некоторые общие с ремеслом признаки. А это использование уникальных, недоступных другим навыков и передача этих навыков целенаправленно своему ученику.

Однако следует заметить, что ремесло обычно передавалось по наследству — таким образом, подготовка ремесленника начиналась бы с рождения и была бы более эффективной. Так и происходило в человеческом социуме — начиная с неолита, претерпев бурный рост во время Бронзового Века с появлением широкой возможности изготовлять металлические орудия труда и сохраняясь, в отдельных случаях, до конца Нового Времени, существовал класс ремесленников (хотя в упадок он начал приходить уже с началом развития капитализма). Навыки в процессе обучения чаще всего передавались от отца к сыну, хотя изредка и учеников мастера брали (но это уже относится больше к средневековью и появлению цехов, котам-воителям же хотя бы до неолита дойти — уже достижение). Но у лесных племён ситуация немного иная и не предполагающая альтернатив, и связана она с запретом на потомство для целителей.

Между прочим, это тоже весьма интересная тема. Почему целителям запрещено иметь детей? Уважаемый читатель может ответить книжными аксиоматичными выдержками, как, к примеру, «сохранение верности долгу» и «поддержание беспристрастности», но я, оперируя в своих статьях законами социального развития, не могу принять данные ответы. Всё гораздо сложнее.

Дело в том, что целитель не только выделен из племенного общества, но он и стоит над этим обществом. Он обладает властью, духовной властью. Возможность трактовать «знаки» и «послания» предков открывает перед целителем безграничные возможности их применения и использования с выгодой для себя. В дальнейшей перспективе эти функции открывают целителю дорогу к власти, стоящей над предводительской. Тем более, что целители имеют уникальную возможность кооперироваться друг с другом каждую половину луны, вдали от посторонних глаз. А это уже открывает возможность к формированию духовенства как класса.

Разумеется, разделение общества на классы невозможно без наличия производящей экономики и формирования излишков, ставших характерными только во время неолита, а культуру котов-воителей даже раннепалеолитической можно назвать с большой натяжкой. Но, поскольку мы рассуждаем об обществе волшебных говорящих котов, сделаем допущение, что через триста тысяч лет коты начнут засеивать кошачью мяту на полях и разводить мышей. Тогда духовенство окончательно оформится как полноценный класс, и, более того господствующий класс.

Но доклассовое общество благодаря своей природной гибкости и развитому приспособленческому механизму имеет свойство формировать естественные противовесы социальному расслоению. В данном случае им явилось положение о безбрачии целителей.

Целитель не может оставлять потомство — значит, передача навыков будет избирательной, направленной в сторону одного избранного и изъявившего желание представителя. Будет передача навыков лишь одному представителю — не произойдёт формирование «целительских кланов» внутри племён. Не сформируются эти кланы — попытки расширить свои полномочия по сравнению с предводительской властью авторитета будут малочисленными и провальным. Не произойдёт расширение полномочий — не образуется класс духовенства. Вот и всё. Таким образом, пока что коты-воители могут спать спокойно, не опасаясь недостатков классового общества.

Однако, в этом есть и существенные минусы. Кроме уже упомянутой меньшей эффективности обучения, всегда присутствует риск утраты столько тонкой (в одного кота) целительсткой ветви носителей ремесла, и, как следствие, утрата выработанных поколениями целителей навыков. Наверняка так происходило, и не раз — но, благо, соседние племена могут оказать помощь. Страшно будет в случае какой-либо масштабной эпидемии. Целители ведь всегда в зоне риска, так как имеют с больными непосредственный контакт.

Читатель может заметить, что в вышеописанной ситуации на помощь придут предки в лице Звёздного Племени, как это показано на примере нового Небесного Племени. Но, повторюсь, я в своих исследованиях исхожу из представлений, что рассмотрению подвергается реальная ситуация. А в реальной ситуации нет и не будет никакого волшебства, сыплющегося с неба.




Подготовка статьи (с) Звездохвост, "шапка" (с) Саунд.
← Назад   Дальше →
К содержанию
К главной странице журнала
На главную
Разработка, поддержка и дизайн сайта © Красная Звезда, 2008-2013
Сайт управляется системой uCoz