[Социология КВ]




В прошлой статье наше рубрики о социологии котов-воителей мы разбирали особенности института предводительства у лесных племён. В этот же раз мне бы хотелось порассуждать насчёт другого аспекта жизни котов, а именно о семейных отношениях. Казалось бы, что там можно разбирать, ведь всё чисто и ясно, как на ладони? Отнюдь.
Дело в том, что человека, сведущего в организации семейных отношений у человеческого вида при родоплеменном строе, поразит относительная и частичная «развитость» и «прогрессивность» этих отношений у котов-воителей. Почему я взял эти два слова в кавычки? Да потому что данные понятия мы можем применить, оценивая институт семьи с позиций современности. Если же абстрагироваться от реалий постиндустриальной эпохи, то охарактеризовать эти взаимоотношения можно не иначе, как несоответствующие своему времени. Также, по ходу чтения данной статьи, вы поймёте, почему я употребил слово «частичная».
Начнём по порядку: я постараюсь ввести моих уважаемых читателей в курс дела, и рассказать об институте семьи древних людей. Делать это я буду, исходя из исследований Т. Моргана и Ф. Энгельса. При этом я попрошу всех читающих не оценивать взаимосвязи людей в родоплеменных отношениях через очки современной морали.
Первоначально, никаких упорядоченных взаимоотношений у человека не существовало. То есть что самец, что самка вида Homo Sapiens в половых отношениях могли быть и дальними родственниками, и близкими. То был переходный этап от животного существования (а высшей социальной группой животных является стадо, то есть общность нечётких примитивных семей, как совокупность самцов и самок) к существованию, подобающему разумному существу.
Затем складывается древнейшая форма семьи — кровнородственная семья. При этой форме происходит первичное деление на поколения (но при этой очень чёткое, надо сказать) внутри племени, а также складываются первые запреты на половые связи между определёнными группами лиц. Какими? В первую очередь — между родителями и детьми. А если рассматриваться общую картину — между представителями различных поколений. То есть каждая бабушка — жена каждого дедушки в племени, и наоборот, дедушки — мужья бабушек; их сыновья — мужья их дочерей; внучки — жёны внуков и так далее. То есть между представителями одного поколения существуют общие брачные отношения. Внутри одного поколения степень родства не влияет на возможность заключения брака.
В данном аспекте кровнородственная форма семьи близка к форме котов-воителей тем, что и у тех, и других половые отношения между представителями одного поколения, в том числе одного помёта (то есть между кровными братьями и сёстрами) не ограничены. Этому мы находим многочисленные подтверждения (к примеру, родители Крутобока — брат и сестра). А вот свидетельств связей меж родителями и детьми я в КВ не нахожу. Если таковые случаи имели место — заранее извиняюсь за свою неосведомлённость.
Следующая форма семейных отношений у людей — пуналуальная семья. При данной форме исключались браки между братьями и сёстрами. Правда этот процесс происходил не сразу, сперва запрещались связи между одноутробными братьями и сёстрами (то есть между теми, у кого общая мать), а затем уже и между остальными, в том числе двоюродными, троюродными и так далее. Племена, полностью отказавшиеся от связей между близкими родственниками, давали более здоровое и плодовитое потомство вследствие привнесения генетического разнообразия (разумеется, ни о каком «генетическом разнообразии» древние люди не слышали, эти правила появлялись в результате наблюдения многих предыдущих поколений, которые подметили, что у родственников потомство рождается слабым). Также, исходя из этих «законов», каждый член племени именовал детей своих братьев и сестёр своими детьми, как и эти дети называли своими матерями и отцами нескольких человек, а кровный брат или сестра приравнивался к двоюродному или двоюродной.
Как мы видим, котам-воителям до данного аспекта пуналуальной семьи далеко. Понятия о устойчивом и здоровом потомстве лесные коты ещё не выработали. Рождение же слепых (Воробей) и глухих (Снежок) котят им легче списывать на волю Звёздного племени. Это ещё я молчу о запрете половых связей вне племени (и это при том, что сами племена немногочисленны, и внутри них все уже давно породнились, что ведёт к истощению генофонда). Однако, эндогамия — предмет, нуждающийся отдельной статьи, не будем сейчас о ней.
У читателя данной статьи может возникнуть закономерный вопрос: почему же кому-то организация семейных отношений лесных племён может показаться относительно «прогрессивной»? Всё довольно просто.
И кровнородственная, и пуналуальная семья были полигамны, то есть, чаще всего, муж имел несколько жён, и реже жена имела несколько мужей. У лесных котов полигамия отсутствует, взаимоотношения полностью моногамны! Это удивительно, учитывая неразвитость социального института семьи в иных аспектах, к примеру, отсутствия домашнего воспитания как такового. Воспитание в племенах общественно, котёнок с шести лун обучается всем племенем (но в большей степени наставником), родители играют роль, стремящуюся к нулю. При данных условиях логичной формой семьи могла бы стать типичная для человечества кровнородственная полигамная семья.
Вот, почему это устройство семьи назвали бы прогрессивным и несоответствующим времени. Частично прогрессивным, учитывая предыдущие несколько абзацев.
Стоит обратить внимание на ещё один важный аспект семейных отношений котов-воителей. Несмотря на моногамное устройство, брак как таковой в племенах отсутствует, и коты часто меняют одного партнёра на другого, что является для них нормой. И этот факт делает отсутствие полигамии ещё более удивительным.
Подведём итог наших рассуждений. Институт семьи, описанный в книгах о котах-воителях, близок к человеческому кровнородственному этапу. Главное же отличие состоит в его моногамном устройстве при отсутствии чётко оформленного брака.




Подготовка статьи (ц) Звездохвост, "шапка" (ц) Soundpaw.
← Назад   Дальше →
К содержанию
К главной странице журнала
На главную
Разработка, поддержка и дизайн сайта © Красная Звезда, 2008-2011
Сайт управляется системой uCoz